В начале XX века импресарио Сергей Дягилев привез в Европу русский балет.
«Русские сезоны» гастролировали по западным столицам с 1908 по 1921 год и сопровождались не только колоссальным успехом, но и громкими скандалами. К работе были привлечены авангардные постановщики и художники, которые подвергли классический балет значительным реформам. Спектакли Русских сезонов опередили время, зрители оказались не готовы к таким футуристическим постановкам.
Главной премьерой проекта был заявлен балет «Послеполуденный отдых фавна».
Танцовщик Вацлав Нижинский после визита в Лувр открыл для себя античную вазопись. Его невероятно впечатлил рисунок на греческой вазе, где фавн пытается догнать нимф. Эскизы, которые сделал танцовщик чуть позже, стали основой для балета.
Идея Нижинского, которую с радость принял Дягилев, заключалась в том, что всё действие в балете должны походить на вазопись: позы - только фронтальные и профильные, движения — ломаными и прерывистыми.
Постановку освистали. Зрители были невероятно шокированы даже не столько непривычной хореографией, сколько неприличным поведением героя. В финале фавн Нижинского весьма откровенно для начала XX века изображал любовную сцену. К тому же его костюм состоял из облегающего трико, которое создавало впечатление обнаженного тела.
Когда к шумихе подключилась полиция нравов, Дягилев упросил Нижинского поменять шокирующий публику финал. Хореограф вышел из скандальной ситуации с блеском. Непристойный эпизод он превратил в возвышенный момент: нимфе удается убежать от преследователя, а он опускается на колени перед вуалью, что потеряла его возлюбленная.